Группа Цветик -семицветик Ярушина Наталья Евгеньевна

Ознакомление дошкольников с Матрёшкой.

 История возникновения промысла.

23c36eb72b40a171dcea705af94b4f0d.jpg

hello_html_m1aad9b5d.jpg

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

   Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

   «Родилась матрёшка в Москве  в Леонтьевском переулке в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…»


Матрешка «с петухом», 8-местная. Конец XIX века.

Из исследования Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

   Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Являлся ли на самом деле художник Малютин автором эскиза матрёшки, неизвестно: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

   Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона. Вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

   После появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – Семеновская – высотой один метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

   В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде. 

Загорская матрёшка.

hello_html_6711bfaf.jpghello_html_68dbce4.jpg 

   2. Загорская матрёшка:

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук.

3. Полхов-Майданская матрёшка:

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.



hello_html_m5d711cd9.jpg

hello_html_m4c42f00b.jpg

 hello_html_15d5581.jpg

 hello_html_6f2a8739.jpg

hello_html_m5b824d24.jpg

hello_html_m53eafdb4.jpg 

hello_html_m23d98e7f.jpg

hello_html_m4713726d.jpg





hello_html_m3fba7a47.jpg

 hello_html_40d70992.jpg 

hello_html_m69dc2dca.jpg





hello_html_50665c1.jpg

 hello_html_m63783053.jpg

 hello_html_30bb6ba4.jpg

hello_html_13610a15.jpg


Технология росписи

Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка. Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.

Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой 70 – 800 С (6 -8 г краски на1 л воды). Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет. Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA - 283 с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

 Роспись гуашью. Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью. После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

При росписи Загорской матрешки основными цветами являются: красный, зеленый, синий, желтым четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют “пестрешкой”.

При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

hello_html_m76701b0e.jpgШлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

hello_html_43a6ebf8.jpg

Нhello_html_1a57bebe.jpgанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора: на данном рисунке обводим бабочку. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

hello_html_m5b8b6dc8.jpgКлеение потали. Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.

Прорисовка фона. Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире я нарисую летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения.

hello_html_103fbf8f.jpgДетали. Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.



Оhello_html_6ab759f2.jpgбводка. hello_html_m706db45d.jpgЛакировка. Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру.



















Программные задачи по ознакомлению дошкольников с Матрёшками

Младший возраст

  1. Знакомство с данным видом народного декоративно-прикладного искусства. Развивать интерес к народной игрушке, учить узнавать знакомые образы, видеть их яркость, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые элементы, цвет.

  2. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе неродного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании, аппликации, лепке. Учить украшать изображения предметов, используя характерные элементы, учить выбирать цвет фона и элементов узора; учить располагать их на всём листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами или чередуя их по цвету и величине.

  3. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетания цветов, композиций, умения мастера создавать новый неповторимый узор, не выходя за пределы традиции данного вида росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию, в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала. Учить выбирать элементы и их цвет.

  4. Средний возраст.

1. Знакомство с данным видом народного декоративно-прикладного искусства. Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, знать характерны признаки, средства выразительности. Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы.

2. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе неродного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании, аппликации, лепке. Учить составлять узор на основе определённого вида матрёшек, выделяя характерные элементы; учить составлять узор на силуэте, чередовать элементы по величине, форме, цвету.

3. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетания цветов, композиций, умения мастера создавать новый неповторимый узор, не выходя за пределы традиции данного вида росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию, в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала. Учить выбирать элементы, цвета, форму фона, композицию.

Старший возраст.

1. Знакомство с данным видом народного декоративно-прикладного искусства. Учить различать разные виды матрёшек, называть вид; знать историю промысла, его характерны особенности. Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы. Знакомить детей с разнообразием русской матрешки. Показать характерные особенности Полхов - Майданской матрешки. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – матрешке. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

2. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе неродного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании, аппликации, лепке. Учить составлять характерный узор для определённого вида матрёшек, выделяя характерные элементы; учить составлять узор на силуэте, чередовать элементы по величине, форме, цвету.

3. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетания цветов, композиций, умения мастера создавать новый неповторимый узор, не выходя за пределы традиции данного вида росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию, в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала. Учить выбирать элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив назначение предмета.



























11 декабря 2021 в 08:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.