Группа Цветик -семицветик Ярушина Наталья Евгеньевна
|
Центр «Речевичок» Цель: Создание педагогических условий, необходимых для успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр. В связи с этим определила следующие задачи: 1. Создать условия для активизации речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Совершенствовать предметно - пространственную развивающую образовательную среду. Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетно - подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. Наполняемость речевого уголка осуществляется по разделам: • - артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Например: Нищева Н.В. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»; • - мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ; • - дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ; • - высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др. • - фонематический слух: игры на дифференциацию звуков - например Игры с парными карточками «Чем отличаются слова» • - звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедическая ромашкка», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.); • - лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ; • - грамматический строй речи: игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др. ; • - связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии», картинно-графические планы рассказов и др. ; • - грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем уголка можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда может содержать различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, зажимы и т. д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают ориентацию в схеме тела. Материал по развитию речи для среднего и старшего дошкольного возраста. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, вертушки и т.д). 1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе) : животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.) 2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей. 3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) : найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу). 4. Наборы карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). 6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). 7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). 8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. 9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). 10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей). 12. Наборы кубиков с буквами. 13. Наборы карточек с изображением предмета и названием. 14. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 15. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 16. Игры для совершенствования грамматического строя речи. «Назови ласково» «Один-много, много-один» «Составь слово из двух» «Добавь слово» Игра «Он, она, оно» 17. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. Д/И Разные картинки , одинаковые слова Д/И Речевой тренажер Электровикторины по лексическим темам. «Кто чем занимается» «Горячий – холодный» «Кто , где живёт» Круги Лулия · пословицы и поговорки - демонстрационный материал; · Посмотри и расскажи - демонстрационный материал; · Чистоговорки в картинках · Скороговорки в картинках При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Классная подвижная азбука. Фонетическое лото «Звонкий , глухой» Азбука в картинках. Д/И «Буква за буквой» Д/И «Слоги, слова, фигуры» Таблицы по обучению грамоте с рисунками. Звуковые линейки. Буквы на магнитах Живая азбука . Читаем по слогам – электронный плакат Азбука- электронный плакат Д/И Чтение по слогам речевой тренажер Д/И Ребусы "Пиши-стирай" Д/И «Чем отличаются слова» и т.д. Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” ( Звук и буква Колесникова дидактический материал) Наглядно-дидактическое пособие для детского сада Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.
Многофункциональное панно «Развивающий планшет» ФГОС ДО раскрывает новые направления в организации речевого развития детей в качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов речи : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. Для решения всех этих задач многофункциональное панно «Развивающий планшет» незаменим, как часть развивающей предметно - пространственной среды группы. За основу взяты развивающие технологии В.В. Воскобовича, а именно «Фиолетовый лес», панно преобразовано для формирования всех компонентов речи. «Развивающий планшет», представляет собой, каркас, который собран из пластиковых панелей, обтянутый мягкой тканью (флис) (1000 х1000 см.). Предусматривается цветной фон с двух сторон (голубое - небо, зеленая – полянка с одной стороны и голубое небо и белый снег – с другой стороны). К панно прилагаются детали из фетра, для накладывания деталей на плоскость. Детали могут содержать любую тематику, в зависимости от целей и задач игры. Панно используется для индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий. Его можно использовать вертикально – поставить на мольберт с учетом роста ребенка, чтобы он мог играть стоя. Так же панно можно использовать горизонтально, где оно при использовании интерактивного оборудования превращается в интерактивную поверхность. Детали хранятся в коробочках. Данное игровое пособие соответствует принципам и задачам ФГОС ДО. Во-первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Во-вторых, обеспечивает реализацию содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. В-третьих, панно - многофункциональное, трансформируемое, безопасное, доступное, мобильное. Широкий возрастной диапазон участников игры, сказочность, вариативность, незавершенность игровых действий, творческий потенциал, возможность разнообразного использования. Цель: формирование у детей более заинтересованного отношения к речевой деятельности, обеспечение разностороннего развития личности ребёнка, умеющего владеть устной речью, выражать свои чувства и желания. Задачи: 1.Формировать у детей умение активно слушать и правильно перерабатывать информацию. 2. Развивать умения сотрудничать и конструировать «текст для другого» (умение говорить самому). 3. Формировать качественную сторону речевой деятельности детей в процессе игры, совершенствовать речевую активность дошкольника. 4. Корректировать речь детей не только на речевых занятиях, но и во всех видах детской деятельности (как совместной с педагогом, так и самостоятельной). 5. Следить за логичностью детских объяснений и рассуждений, а также коммуникативной целесообразностью высказывания. В основу сенсомоторного панно входят комплекс дидактических игр для детей дошкольного возраста. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры развивающие. Они создаются педагогом в целях коррекции речи детей. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Используя его в практике, по направлению речевое развитие, а в частности по формированию лексико - грамматического строя речи, решаем следующие задачи: - формируем понимание грамматических категорий (согласование числа и рода). Например, дидактические игры: «Покажи где?» (На панно макеты деревьев, грибов, цветов; на одном дереве одна птица, под деревом один гриб, два цветка и на другом дереве три птицы, под деревом два гриба, один цветок. – Покажи, где птица на дереве, а где птицы на дереве? Где гриб, а где грибы? где цветок, а где цветы? Следующая игра, которая решает задачу лексико- грамматической стороны речи - это формирование и преобразование имени существительного единственного числа во множественное число - «Один - много», (на пано макеты дерева и деревьев, птицы и птиц, цветка и цветов, бабочки и бабочек, гриба и грибов). Одно дерево - много деревьев, одна птица – много птиц, один цветок - много цветов, одна бабочка – много бабочек, один гриб – много грибов. Всегда сложно даются детям задания связанные с употреблением имён существительных в родительном падеже множественного числа. Это задача легко решается на данном панно - «Кого много в лесу?»(на панно зимний пейзаж, макеты деревьев, зайцев, волков, лисиц, белок. – Много белок, зайцев, волков, лисиц). Аналогичные задания, направленные на решение данной задачи, это игры: «Кого много во дворе?» «Чего много в овощном магазине?»; -Следующая трудная задача для детей, это формирование умения образовывать притяжательные прилагательные. Достичь результат можно проигрывая игры, направленные на решение данной задачи. «Чьи уши?» (на панно за сугробом видны уши, заячьи, волчьи, лисьи. Это уши заячьи, сугроб убираем и там заяц; это уши волчьи, за сугробом волк, это уши лисьи, за сугробом - лиса). Подобные задачи можно решать по любой лексической теме: «Чьи вещи?», «Чьи следы?», «Чей домик?»... Дети чаще всего выбирают и играют в игры направленные на формирование и умение образовывать относительные прилагательные. Например, дидактическая игра «Лист какой?» и др. Также можно решить следующую задачу - формировать умения согласования имён числительных с именами существительными. Например, в игре «Давай посчитаем всех бабочек на поляне» - (на панно макеты пяти бабочек на поляне, ребенок должен сосчитать бабочек- одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек). Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок правильно согласовывать имена числительные с именами существительными. Следующая игра «Назови ласково»: добраться от большого предмета к маленькому, таким образом, мы решаем задачу речевого развития - формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок правильно образовывать именами существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом - Формировать навык употребления предлогов. -А сейчас я вам предлагаю использовать панно игра «Скажи, где находятся птицы?» ребенок должен назвать, где находится птица, употребив предлог и обвести указкой ту птицу, про которую он говорит. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок употреблять нужный предлог. Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд, это его жизнь. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности. Вот тут на помощь приходит сказка, сказочные персонажи. Сказка находит применение в различных формах работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Знание содержания сказок и творческое рассказывание взаимосвязаны, ведь только имея собственный опыт в познании сказочных историй, ребенок может использовать его в сочинительстве, включая в свои сказки и истории знакомых сказочных персонажей и используя волшебные предметы для достижения задуманных целей в своей сказке для построения сюжета. Также используя панно, дети формируют сенсорные навыки, накапливают жизненный опыт, учатся упорядочивать и сопоставлять предметы и явления, получают опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретают знания. Это дает возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, решать задачи образовательной программы. Многофункциональность пособия безгранична и зависит от того, насколько сильно развито воображение и фантазия педагога и детей. В группе организован уголок для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется многофункциональное панно, ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны. 22 февраля 2022 в 20:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.