Группа Цветик -семицветик Ярушина Наталья Евгеньевна

Занятие по речевому развитию Составление рассказов по картинам И. Грабаря «Зимний вечер»и И. Шишкина «Зима»

ЦЕЛЬ: Обобщение представлений о зиме, зимующих птицах. Развитие связной речи,  творческого воображения

Образовательные задачи:

Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противопоставлением). Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Развивающие задачи.

Развивать связную речь, все виды восприятия, творческое воображение.

Воспитательные задачи.

Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческое воображение.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование.

СD -проигрыватель, СО с записью звуков природы, мольберт, репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима», контейнер со снегом и льдом, салфетки для рук, мяч, плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц.

Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке в парке. Рассматривание и сравнение снега и льда; рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры. Образование существительных - названий леса из деревьев разных пород. Наблюдение за зимующими птицами. Вывешивание в парке кормушек для птиц. Подбор слов - определений к предметам и объектам. Слушание звуков зимней природы.

Ход НОД

1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания.

На мольберте стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима». Логопед включает СD с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики.

Воспитатель.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей...

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

И. Никитин

Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали?

Дети. Шум ветра, вой вьюги.

Воспитатель. Какая вьюга?

Дети. Холодная, злая, колючая.

Воспитатель. Какой ветер?

Дети. Зимний, студеный, злой.

2. Упражнение «Узнай по запаху». Развитие обоняния.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, подносит к их лицам контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох.

Воспитатель. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы почувствовали?

Дети рассказывают о своих ощущениях. Воспитатель предлагает им открыть глаза и ставит контейнер со снегом и льдом на стол перед ними.

3. Упражнение «Сравни и расскажи». Развитие связной речи, мышления, тактильных ощущений. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).

Воспитатель предлагает детям взять из контейнера по кусочку льда и комочку снега.

Воспитатель. Снег и лед - их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.

1-й ребенок. Снег мягкий, а лед твердый.

2-й ребенок. Снег пушистый, а лед гладкий.

3-й ребенок. Снег белый, а лед прозрачный.

4-й ребенок. Снег тает быстрее, а лед медленнее.

Воспитатель. Очень хорошо. Молодцы!

Воспитатель раздает детям салфетки для рук, а потом убирает контейнер и салфетки.

4. Беседа о зиме и ее приметах. Развитие диалогической речи, памяти, зрительного внимания.

Воспитатель берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.

Воспитатель. Вчера мы с вами были на прогулке и видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят две картины - «Зимний вечер» И. Грабаря и «Зима» И. Шишкина. На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй - уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?»  Какое время года наступило?

1-й ребенок. Наступила холодная зима.

Воспитатель. Что лежит на земле и деревьях?

2-й ребенок. На земле и деревьях лежит пушистый снег.

Воспитатель. Какие деревья зимой?

3-й ребенок. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими.

Воспитатель. Какое небо?

4-й ребенок. Небо высокое и ясное.

Воспитатель. Какой воздух?

1-й ребенок. Воздух морозный и чистый.

Воспитатель. Слышится ли что-то в лесу?

2-й ребенок. В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел.

Воспитатель. Молодцы. Вы очень хорошо ответили на вопросы, а сейчас давайте пойдем на ковер и поиграем в мяч.

5. Игра с мячом «Какой лес?». Совершенствование грамматического строя речи.

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и берет у руки мяч.

Воспитатель. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник - лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

В игре образуются следующие пары словосочетаний:

лес из осин, осиновый лес - осинник;

лес из берез, березовая роща - березняк;

 лес из дубов, дубовая роща - дубрава;

лес их сосен, сосновый бор - сосняк.

6. Сообщение плана рассказа воспитателем. Развитие речевого слуха.

Воспитатель убирает мяч и вновь приглашает детей на стульчики.

Воспитатель. А сейчас вы составите рассказы по картинам «Зимний вечер» и «Зима». Используйте такой план:

Что изображено на картине?

Какое время года наступило?

Что лежит на земле и деревьях?

Какие деревья зимой?

Какое небо?

Какой воздух?

Слышится ли что-то в лесу?

Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то от себя.

 Дыхательная гимнастика Развитие речевого дыхания.

«Согреем птичку дыханием»

Дети встают кругом на небольшом расстоянии друг от друга,

держа перед собой на уровне лица снежинку с птичкой.

 Птичка, птичка полетай,

 С нами вместе поиграй!

 Птичке холодно зимой,

Заберем её домой.

 Отогреется в тепле,

Полетит назад к себе!

Давайте согреем птичку. Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х.

Поднести ближе к губам, сделать глубокий вдох, медленный выдох, сложив губы трубочкой. Повторить три раза.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка на санях детей катает»

Поцокать широким язычком.

«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

Для челюсти «Окошко» «Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

Упражнение для губ и щек

«Снеговики радуются снегу и морозу».Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Упражнения для язычка:

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки».Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска».Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки».Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку».Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки».[Развитие тонкой мо­торики, координации речи с движением.]

Стою и снежинки в ладошку Ритмичные  удары пальцами  левой

ловлю. руки, начиная с указательного, по ла-

дони правой руки.

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ла­дони

левой руки.

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода,   разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда?  На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленны-
Как видно, ладошки мои горячи, ми ладонями. Н. Нищева

7. Составление рассказов по картинам И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима». Развитие связной речи.

Воспитатель вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.

1-й ребенок. На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.

2-й ребенок. На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес.

Воспитатель сам оценивает рассказы детей или предлагает детям определить лучшего рассказчика. Можно предложить и второй паре детей составить свои рассказы.

8. Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Воспитатель предлагает детям пройти к мольберту, на котором закреплены изображения кормушки и ветки ели.

Воспитатель. Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста. А каких еще зимующих птиц можно встретить в лесу зимой?

Дети называют птиц (сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь). Воспитатель помещает плоскостные изображения птиц на мольберт: сову на ветку ели, ворону под ветку, синицу на край кормушки, воробья в кормушку и т. п.

Воспитатель. Вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы. А теперь разделите их на слоги.

Дети по очереди делят названия птиц на слоги.

1-й ребенок. Сне-гирь. В этом слове два слога.

2-й ребенок.Си-ни-ца. В этом слове три слога.

3-й ребенок.Ще-гол. В этом слове два слога.

4-й ребенок. Во-ро-бей. В этом слове три слога.

9. Упражнение«У кормушки»1. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). [Развитие зрительного вни­мания, восприятия, памяти.]

Логопед помещает изображение кор­мушки и части ствола дерева, а перед детьми раскладывает плос­костные изображения зимующих птиц.

-Давайте поиграем в игру «У кормушки». Рассмот­рите изображения птиц, которые лежат перед вами. Выберите и назовите по одной птице.

Дети. Дятел. Синица. Клест. Воробей.

 - Теперь поместите свою птицу в кормушку или рядом с ней и расскажите о том, что делает птица.

Дети. Дятел сидит на дереве. Синица сидит на кормушке Клест летит к кормушке. Воробей сидит в кормушке.

- Теперь снимите изображения своих птиц с комушки и поменяйтесь ими.

-Поместите каждую птицу туда, где она была. Про­верьте, не допущены ли ошибки.

Упражнение «Что изменилось?». Развитие зрительного внимания и восприятия.

Воспитатель вновь привлекает внимание детей к кормушке.

Воспитатель. Еще раз посмотрите на птиц возле кормушки. Запомните, кто где находится.

Дети смотрят на мольберт 1-2 минуты. Воспитатель предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе воспитателя дети открывают глаза и объясняют, что изменилось.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать, какая из картин им понравилась больше и почему. Затем оценивает деятельность каждого ребенка.


14 декабря 2022 в 08:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.