Группа Цветик -семицветик Ярушина Наталья Евгеньевна
|
Мини -музей «Русская изба», как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». Сергей МихалковВ современном обществе, когда технический и информационный прогрессы берут верх над человеческими ценностями, особое внимание следует уделять духовно-нравственному, патриотическому и культурному воспитанию. Начинать трудоемкую работу по выше перечисленным направлениям, на мой взгляд, следует уже в дошкольном возрасте, поскольку чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому, к традициям русского народа, гордости за свой народ, город, страну – довольно многогранные чувства, которые закладываются у ребенка постепенно, начиная с самого малого: с семьи и родных для ребенка мест. Очень важно вести работу с детьми любого возраста, однако сложность на пути к поставленной цели заключается в том, что дошкольники усваивают качественнее информацию, когда есть зрительный, слуховой и тактильный контакты. Мини – музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Кроме того детство ребенка окружено сказочными историями о стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает или девица-красавица пряжу прядет. Рассмотреть эти вещи на картинке в книжке или увидеть их воочию, потрогать руками – это огромная разница. Постановка проблемы: «Детские проблемы»: воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать разнообразные выставки народного искусства по причине занятости или не заинтересованности родителей. у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании сказок, загадок, поговорок, закличек, так как во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашего обихода; недостаток специальной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников. Зачастую книги о быте, одежде, традициях русского народа рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала. «Педагогические проблемы»: педагоги могут испытывать недостаток соответствующих наглядных материалов и пособий по приобщению детей к истокам русской народной культуры — педагоги могут считать, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или, сами не зная значения, упускают важные смысловые оттенки и пересказывают фольклорные произведения на современный лад; окружающая действительность, не дает возможности реально приобщить дошкольников к народной культуре Для эффективной, качественной и продуктивной работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на педагогическом совете было принято решение создать мини-музей «Русская изба». Цель: Создание условий для приобщения дошкольников к истории и культуре русского народа. Для решения данной цели поставлены задачи: 1. Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства. 2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций. 3. Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину. 4. Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира. 5. Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада. 6. Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям. Создание музея в стенах детского учреждения– кропотливая и сложная работа ввиду возрастных особенностей, будущих посетителей и отсутствия отдельного помещения для создания музейной среды. Однако желание вовлечь детей в образовательный процесс, дать возможность прикоснуться к старине, воздействовать на их эмоциональную сферу оказалось сильнее всяких организационных трудностей. Важной особенностью при создании музея в ДОУ является активное участие ребенка и его семьи в сборе музейных экспонатов. В отличие от музеев вышестоящих уровней в музее детского сада трогать экспонаты не только можно, но и нужно, это вызывает у ребенка положительные чувства и желание возвращаться в музей! Работа по созданию музея включала в себя следующие этапы: I этап – подготовительный; II этап – практический; III этап – презентационный (деятельностный) На подготовительном этапе было определено месторасположение музея, его тематика, проведена работа с родителями (анкетирование по их заинтересованности в создании и развитию музея), также была определена группа активных педагогов и родителей, которые стали курировать работу нашего музея. Второй этап – практический – самый кропотливый и масштабный, так как предстоял сбор исторических материалов, обработка экспонатов, их оформление и сортировка по экспозициям. Следует отметить, что часть работы была выполнена с детьми, это заинтересовало их и послужило стимулом для дальнейших посещений музея ДОУ. Третий этап – заключительный, но не имеющий сроков, поскольку он включает в себя непосредственно работу музея: оформление и организация выставок, проведение экскурсий и тематических мероприятий. С начала официального открытия экспозиций дошкольники всех возрастных категорий нашего ДОУ начали посещать музей, каждый визит – «буря» эмоций, новые знания и мотивация вернуться сюда, чтобы снова приблизиться к традициям русского народа, окунуться в русский быт, путешествовать во времени! Наш музей представлен экспозицией: «Русская изба». «Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно и пополняется по сегодняшний день. В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы. Она оснащена предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные: это прялка, чугунки, ухват, самовар, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, берестяной туесок, крынка, веретено и т. д. Организация «Русской избы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников. Педагоги детского сада старались найти правильные подходы к вопросу создания среды «Русской избы», и так же обращали внимание на рациональную организацию развивающего пространства мини-музея. Для создания интерьера избы были проведены беседы с сотрудниками краеведческого музея, изучены музейные материалы, книги о культуре и быте русского народа и подобраны предметы, соответствующие старине. Ведь главное требование к организации предметно-развивающей среды «Русской избы» - ее развивающий характер. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом. Работа в нашем мини – музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной деятельности. Через посещение избы педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами и раскрывают их значение: «Не красна изба углом - красна пирогом», « Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол». Так же знакомят с разнообразием народного искусства: урало-сибирской, городецкой, хохломской, дымковской росписью, разными видами игрушек и народной вышивкой. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего дошкольного учреждения. Работа мини – музея «Русская изба» детского сада является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности подрастающего поколения. Детские впечатления от увиденного в музее всегда находят свое воплощение в других видах детской деятельности: художественно-продуктивной, проектно-исследовательской, игровой, художественно-творческой. Наши мини-музеи интерактивны. Экспонаты музея можно потрогать, рассмотреть. К тому же музей свой, родной, потому что дети вместе с родителями сами принимали участие в его создании. Среда «Русской избы» для ребёнка - средство познания традиций и культуры. Погружение детей в существующую музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к духовным богатствам и ценностям общества, помогает нашим воспитанникам осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. Всё это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей страны, родного края. По-настоящему радостно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея. Приятно узнать от родителей, как много ребята знают, запоминают и с огромным желанием рассказывают дома о посещении музея детского сада. В музейной педагогике у детей дошкольного возраста мы используем разнообразные виды деятельности. Самый распространенный - это экскурсии, которые дают детям возможность путешествовать во времени, окунуться в быт наших предков, ребята узнают историю наших предков. Для закрепления материала, услышанного во время экскурсии, с ребятами проводятся викторины. Дети с удовольствием и интересом отгадывают загадки, называют предметы быта и отвечают на вопросы воспитателя. Для наиболее эффективной работы музея мы привлекаем родителей, которые пополняют музейный фонд, оставляя «часть истории» своей семьи в стенах детского сада. Дети активно обсуждают новые экспонаты и, конечно, гордятся тем, что именно его семья принимает участие в пополнении музея. В работе нашего музея часто можно встретить игровую деятельность. Игры развлечения, приуроченные к праздникам, запоминаются детям надолго. Например, в нашем детском саду традиция празднования колядок сложилась с самого открытия. И теперь наша детвора каждый год с веселыми колядками и песнями ходят в гости к хозяйке «Русской избы» прославляя и желая счастья и здоровья ей. За это получая угощения и ответное слово. Очень красочно и задорно проходит этот день. 7 апреля, в честь праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, с воспитанниками было проведено тематическое развлечение, на котором они познакомились с традициями и обычаями великого праздника христиан. Ребята делали из соленого теста птичек, раскрашивали их и играли в русские народные игры. Не остался без внимания и праздник Светлой Пасхи: мероприятия, проведенные к Христову воскресенью, были направлены на сплочение коллектива, а также формирование семейных традиций. Родителям и ребятам предлагалось посетить Храм, освятить пасхальные куличи и яйца, поставить свечу за здоровье. Несомненно, дети, посетившие церковь, остались под впечатлением и с удовольствием рассказывали об этом сверстникам и педагогам! Ребята очень полюбили игры – путешествия. Этот увлекательный вид игровой деятельности помогает окунуться дошкольникам в атмосферу прошлых лет, почувствовать себя жителем русской избы или квартиры послевоенного времени. Путешествовать во времени в прошедшем учебном году нам помогали костюмы, которые ребята с большим удовольствием примеряли на себя. В процессе путешествий дети изучали предметы одежды, быта, знакомились с декоративно-прикладным творчеством, учились сравнивать прошлое и настоящее, ценить и беречь предметы старины. В работе нашего музея часто применяем театральную деятельность. Например, воспитанники старшей группы делали инсценировку «Жизнь в русской избе»: ребята познакомились с традициями и бытом русского народа, девочки попробовали себя в роли крестьянской женщины: качали зыбку, в которой качалась сама заведующая детским садом Валентина Иварестовна. Увидели, как работает прялка, и учились сами прясть. Приготовили обед в печи. Мальчики – узнали, как надо плести лапти, увидели, как топили печь и попробовали колоть дрова имитированным топором. Дети также узнали, как проводились вечера на Руси. Задачами были формирование трудолюбия, чувства заботы о ближнем, воспитание семейных традиций, в конечном итоге, данная деятельность дала представление не только о русском быте, но и о крепкой семье, что очень важно, поскольку без крепкой семьи не будет крепкого государства. Для того, чтобы вызвать положительные эмоции и душевный подъем у маленьких посетителей, а также желание вернуться в музей, мы в течение учебного года проводили встречи в формате «посиделок». Ребята с интересом слушали музыкальные композиции на гармони, танцевали под «волшебные» мелодии гармони послевоенного времени и с удовольствием играли на деревянных ложках. На музыкальных встречах дети знакомились с историческими песнями, мелодиями, народными играми, потешками и закличками. Узнавать «музыкальные корни» наших предков очень здорово! Кроме того, созданы картотеки по русским народным играм, оформлены комплекты дидактических игр, альбомы по следующим темам: «Русская изба», «Традиции русского народа», «Куклы-обережки» и т.д. Часто проводим тематические мастер классы: изготовление свистулек, глиняных игрушек, кукол-обережек, игрушек из соленого теста, роспись посуды урало-сибирской росписью и т.д. Эта деятельность не только способствует сплочению детского коллектива, но и развивает воображение, мелкую моторику, стимулирует творческую активность. Вместе с тем, дети, знакомясь с подобными игрушками, испытывают любовь к национальным традициям, природе и рукоделию. Воспитанники старшей группы в преддверии празднования Нового года учились лепить «хлебное ушко» пельмени и узнали историю происхождения знаменитого блюда. Детям рассказали о том, как и кто, придумал традиционные русские пельмени, какие их виды бывают в других странах, какие бывают начинки. Пельмени – это традиционное русское угощение, которое любят готовить всей семьей на Новый год. Именно в семье, с помощью семейных традиций, люди учатся отношениям, инициативе, творчеству и радости жизненным мелочам. Сейчас многие из-за нехватки времени не успевают заниматься такими простыми и естественными вещами. Но это надо уметь. И ценить, потому что это действительно сплачивает семью. Занимательным видом работы нашего музея являются передвижные выставки, которые ребята с нетерпением ждут. Например, ко Дню победы была организована передвижная выставка «Война. Победа. Память», доступная для сотрудников и воспитанников сада. Для детей старшей группы была проведена экскурсия по тематике организованной выставки, где они узнали о героических подвигах солдат и животных во время войны. А так же совместно с воспитанниками и родителями был оформлен стенд «Бессмертный полк», на котором все желающие поместили фотографию своего героя прадеда. В целях воспитания чувств патриотизма, гордости за свою Отчизну, за солдат, подаривших нам мирное небо. Каждый ребенок выразил слова благодарности Ветеранам Великой Отечественной войны. Работая с детьми в рамках музейной педагогики, мы можем уверенно сказать, что создание музея в дошкольном образовательном учреждении – это эффективное средство не только нравственно-патриотического воспитания, но и социального. Музейное дело значительно обогащает образовательный процесс, сближает воспитателей, детей и их родителей, а, как известно, только совместная постоянная работа может дать плоды. Все мероприятия, проводимые в рамках тематического планирования музея «Русская изба» нацелены на воспитание у детей любви и уважения к традициям, обычаям, культуре Уральского края, истории России, знакомят детей с семейным укладом прошлых лет, учат заботиться и беречь прошлое не только в материальной, но и духовной среде. Несмотря на то, что музей «Русская изба» открылся только в декабре 2019 года, мы уже видим, как кропотливая и слаженная работа дает положительный результат: у воспитанников появился интерес к изучению русской народной культуры, к истории родного края и страны, военным событиям, дети понимают значимость подвигов наших предков, относятся к ним уважительно и гордо. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() План работы по созданию мини-музея. I Этап (подготовительный): 1. Изучение литературы по данной теме; составление перспективно – тематического плана; 2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. 3. Диагностика детей о русской культуре. 4. Обогащение развивающей среды. Материальное: 1. Создание в группе мини-музея «Русская изба»: стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель); самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда); коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода); домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник; элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти). 2. Оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т. д.). Научно-методическое: 1. Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций. 2. Создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковские и Филимоновские игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок». 3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее». 4. Изготовление альбома «Декоративно-прикладное искусство». II Этап (основной): 1. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений. 2. Чтение русско-народных сказок. 3. Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок. 4. Проведение консультаций для родителей и педагогов. 5. Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное». 6. Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!» III Этап (заключительный): 1. Диагностика полученных знаний детей. 2. Анализ полученных данных. 3. Презентация мини-музея «Русская изба». 4. Итоговое мероприятие: развлечение «Уральские посиделки». 5. Выставка поделок «Ай, да умельцы!». Работа с родителями: Свою работу мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями – без их заинтересованности было бы трудно добиться положительных результатов по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Родители активно участвовали в создании мини-музея: они приносили экспонаты, помогали в оформлении, вместе с детьми изготавливали поделки. Например, смастерили русскую печку своими руками для русской избы,лавки. Принесли вышитые салфетки, сшили для девочек и мальчиков русские национальные костюмы. Для приобщения детей к истокам русской народной культуры важно, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Поэтому мы приглашали родителей на занятия, вместе с ними организовывали совместные выставки, подготавливали вечера досуга. Такая совместная работа позволяет родителям лучше узнать способности и возможности своего ребенка. Диагностика показала, что у детей преобладает высокий и средний уровень знаний по выделенным блокам. Дети с интересом усваивают сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: используют в активной речи пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знают народные приметы, умеют делать соответствующие умозаключения. Знают названия основных праздников и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеют представление о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве. Называют предметы народного быта, рассказывают об их назначении. Определяют характерные особенности народного костюма. Знают названия и правила русских народных игр, с удовольствием в них играют. Нельзя не согласиться, с высказыванием Сухомлинского, который говорил: «В чувственном познании мира в раннем детстве огромную роль играет эмоциональная память. Многочисленные факты убеждают в том, что, глубоко пережив в раннем детстве тот или иной образ, его красоту, дети запоминают его на всю жизнь». Библиографический список 1. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – М.: Учитель, 2020 г. 2. Столяров Б. А. Музей в пространстве культуры и образования. СПб. 2007. 3. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. Вып. 52 / Под ред. А. Б. Заес и Л. Е. Янбых – М., 2019. – 106 с. 4. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. 16 января 2022 в 20:329 января 2025 в 11:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.